На обычаи и обряды татарского народа большое влияние оказывал, конечно, ислам. Но в то же время народ сохранил обряды и обычаи доисламских, языческих времен. Одна из этих традиций, известная всем, не только самим татарам, - это празднование по окончании весенне-полевых работ праздника плуга и земли Сабантуй.
Я думаю, те, кто был в Казани, хоть раз в жизни, но побывал на этом ярком, замечательном празднике. Он пришел к нам из древности, когда люди поклонялись земле, всячески старались ублажить ее. Весной, когда плуг соединялся с землей, ронялись в нее семена, хлеборобы просили ее родить им хороший урожай и после сева устраивали великий праздник. В те давние времена мужчина, который кормил семью, отвечал за ее будущее, полагался только на свою силу и здоровье. Поэтому превозносился культ здоровья и физической силы и ловкости. Народ прославлял своих лучших силачей -землепашцев и самых ловких и смекалистых. Мужчины состязались по борьбе на кушаках, в конных скачках, в беге, лазанье по шесту и т.д. Не отставали от них и женщины. У них были свои игрища: соревнования в ношении воды на коромыслах, беге с яйцом, вложенным в ложку. И, конечно же они украшали этот праздник: вышивали полотенца и платочки для удалых молодцев, украшали телеги и коней, на которых приезжали на Сабантуй, готовили яства. В этот день народ пел, танцевал, играл на музыкальных инструментах. Со временем в этих праздниках начали участвовать и русские, марийцы, мордва, чуваши, живущие по соседству. И в Москве Сабантуй стал общегородским многонациональным праздником.